Формирование рынка перевозок
грузов ЖДТ и связанных с ними услуг
Не только после реформирования ЖДТ в России в начале 2000-х годов, но и в советский период любому практику и добросовестному теоретику было понятно, что перевозка грузов по железной дороге является комплексом из множества услуг. Уже тот факт, что для оплаты перевозок необходимо было пользоваться тремя тарифными руководствами (№№ 1, 2, 3) указывало на комплексную природу перевозок. К тому же, когда ЖД и грузовладельцы рассчитывали провозные платежи по Тарифному руководству № 1 (Прейскуранту 10−01), им надо было и в те далекие времена, а также и в настоящее время задаваться множеством конкретных условий нужной перевозки, что явно указывало на то, что «перевозка перевозке рознь», и следовательно под названием «перевозка груза» подразумевается множество разновидностей данной услуги. Кроме самой по себе перевозки всегда надо было (и сегодня надо) учитывать процессы её подготовки, а по прибытии груза на станцию назначения, — процессы, необходимые для её корректного завершения. Причем как в советские годы, так и при рыночных правилах оборота не все необходимые подготовительно-заключительные операции с грузом и с вагоном, заявляемым для его перевозки, выполнялись и выполняются силами ЖД перевозчика.
Процесс определения состава услуг по перевозкам грузов ЖДТ и иных, связанных с ними услуг, это постоянная работа хозяйствующих субъектов, которые выполняют/оказывают такие услуги, но в еще большей степени эта работа нужна органам власти, осуществляющим регулирование рынка перевозок, так как этот рынок по закону определен как сфера естественной монополии, и его необходимо регулировать.
В России укоренилось понимание «регулируемости» как регулирования тарифов. Более корректно понимать регулируемость естественно-монопольных услуг как обязанность соответствующих регуляторов осуществлять на рынке грузовых ЖД перевозок не только тарифное, но и техническое, а также и правовое регулирование. В какой-то степени оно, так же как и тарифное регулирование, унаследовано современной практикой от практики советского периода. Минтранс России утверждает Правила перевозок грузов, Правила технической эксплуатации, нормы размещения и крепления грузов в вагонах. Тарифные руководства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования естественных монополий на транспорте, которым в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).
Возникает естественный вопрос: все ли услуги из перечней, которые утверждаются и объявляются ОАО «РЖД», оборачиваются на естественно-монопольных рынках? Все ли они должны тарифицироваться тарифным регулятором?
В ФАС России были и есть утвержденные методические документы по установлению фактов доминирующего положения конкретных хозяйствующих субъектов. В Федеральной службе по тарифам (ФСТ России) пока она существовала (2004 — 2015) применялись общие методические документы по установлению признаков оборота услуг, при которых требуется введение тарифного регулирования. Однако в ФСТ считалось, что рынок перевозок грузов ЖДТ является естественно монопольным по закону, так как он упомянут в законе «О естественных монополиях». В таких не до конца проработанных подходах к оценке рынка закономерно возникла инициатива проведения исследования рынка грузовых ЖД перевозок на предмет его идентификации и сегментации с целью выделения в нём сферы естественной монополии. В План НИР ФАС России на 2007 год, выполняемых по Государственным контрактам, была включена соответствующая тема. В этой связи ФАС России провела соответствующий конкурс и заключила с НААТ, в которой я тогда руководил, Государственный контракт на выполнение НИР. По результатам этой НИР была осуществлена серия научных публикаций, которые приведены ниже в списке публикаций по тематике формирования рынка перевозок грузов ЖДТ.
Судьба перечня услуг по перевозкам грузов, оказываемых единственным перевозчиком грузов по ЖД в России, ОАО «РЖД» весьма характерна. В 2005 году, еще при тогдашнем Президенте ОАО «РЖД» Г. М. Фадееве компания составила и утвердила перечень соответствующих услуг, в котором было более 130 позиций. Из этого списка почти половину составляли типичные услуги транспортной экспедиции, которые в процесс перевозки грузов не входили и регулироваться в соответствии с законом РФ «О естественной монополии» не были должны. Из другой половины списка также не все услуги на тот момент отвечали признакам оборота на рынке естественной монополии.
Дальнейшее развитие этой проблемы было весьма характерным для регулируемого рынка. ОАО «РЖД» в последующие годы неоднократно переутверждало перечни своих услуг по перевозкам грузов. При этом каждый последующий перечень был короче предыдущего. В новых (очередных) перечнях выпадали не только заведомо не регулируемые услуги типа экспедиторских, но и некоторые «вполне себе» естественно-монопольные перевозочные услуги. Постепенно «перечень ОАО «РЖД» стал отличаться от перечня услуг, которые подлежат тарифному регулированию согласно известному постановлению Правительства Р Ф от 05.08.2009 № 643 (актуальная редакция датирована 18.10.2023) «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок»
тем, что некоторые из услуг перечня Правительства Р Ф не включались в перечень ОАО «РЖД».
Но и это еще «полбеды». С 2016 года ОАО «РЖД» перестало включать в свои перечни услуг даже саму перевозку грузов ЖД транспортом общего пользования, что прямо противоречит и закону «О естественных монополиях», и упомянутому Постановлению Правительства Р Ф. Однако регулирующий орган не обращает внимания на это противоречие и продолжает как бы регулировать то, что сам перевозчик за свою услугу не считает. В тот период, когда я входил в Экспертный совет ФАС России, я интересовался, как ОАО «РЖД» утверждает свой перечень услуг? Согласовывает его в рабочем порядке с ФАС России как со своим регулятором или нет? Оказалось, что не согласовывает.
Какой порядок определения перечня услуг субъекта естественной монополии действует на текущий момент, а также, если он действует, то соблюдается ли или не соблюдается, мне неизвестно.
Список публикаций Давыдова Г.Е. на тему
"Формирование рынка перевозок грузов ЖДТ
и связанных с ними услуг"