Г.Е. Давыдов Научные и учебно-методические публикации

Эффективность производства, логистики и рынка: ресурсная и правовая сбалансированность, организованность, надёжность, оптимальность


Реформирование рынков железнодорожных перевозок

грузов в России и в некоторых других странах


Железнодорожная отрасль постоянно претерпевала более и менее значительные преобразования, которые можно признать «реформами». Достаточно упомянуть такой факт: выделение из вагонного парка МПС СССР цистерн для перевозок сжиженного газа состоялось не в постсоветском периоде, а еще в 1957 году. Весьма активно происходило «тихое» ( то есть без программ реформирования, утвержденных Правительством РФ) реформирование ЖДТ в первой половине 1990-х годов: полным ходом шла приватизация МППЖТ, входивших в Главпромжелдортранс МПС России, бурно развивались перевозки нефтеналива в цистернах, которые принадлежали «первым» постсоветским операторам СФАТ и Русский мир, были выделены из ЦВ МПС России и приватизированы несколько вагоноремонтных депо и т.п.
Надо признать, что эти увлекательные процессы я не описывал и не анализировал в своих работах. Моих публикаций по данной тематике не было. Однако ситуация, которая складывалась в то время, показывала вполне очевидную для меня проблему: работа ЖДТ по старым схемам, когда грузоотправители обязаны иметь справку-счет в ТехПД, заводить на нее деньги, а потом железная дорога безакцептно списывает эти деньги по множеству поводов, и на оплату нужной отгрузки у грузоотправителя не оказывается достаточно денег на справке-счете, при новых «рыночных» правилах жизни («каждый сам за себя») невозможно. Было очевидно и не одному мне, что рынку ЖД перевозок грузов была насущно необходима коммерческая инфраструктура. Поэтому я подготовил и опубликовал предложения о создании в тогдашней (1996 – 1997) России Федерального оптового рынка перевозок грузов ЖДТ (ФОРПГЖДТ). В русле реформирования находились также мои публикации того времени по тематике эффективности использования приватных вагонов. Эти идеи я отстаивал и в процессе обсуждения Концепции реформирования ЖДТ на совещаниях в Правительстве РФ у министра без портфеля Ясина Е.Г. (1997 – 1998).
Когда на повестку дня встали задачи реального реформирования отрасли и в первую очередь задачи превращения МПС России из федерального органа власти в коммерческую структуру, в ходу было много разных вариантов видения, к чему должна была привести реформа. Наиболее привлекательное, но и наиболее фантастическое видение этих результатов изложили в своей книге тогдашний министр путей сообщения Н.Е. Аксененко, один из его заместителей А.С. Мишарин и тогдашний член Коллегии МПС, Начальник ЦПЭУ Б.М. Лапидус (Н.Е. Аксененко Б.М. Лапидус А.С. Мишарин Железные дороги России: от реформы к реформе. – М.: Транспорт, 2001). Согласно этой книге после реформы в ее завершенном состоянии на единой инфраструктуре ЖД будут вести перевозки эн-ное число независимых перевозчиков грузов и пассажиров, доступ которых к инфраструктуре будет равным и недискриминационным, пользователи услуг будут выбирать, кому из них доверить свои (себя) перевозки, исходя из их качества и стоимости услуг и т.д., и т.п. Это видение определенно лежало в основе проектных наработок Программы реформирования ЖДТ, которые в то время обсуждались.
Я принимал участие в этих обсуждениях и как Президент НААТ (на совещаниях в Минэкономразвития России) и как консультант одной из групп специалистов, которых МПС России привлекало в то время для анализа предлагавшихся вариантов. На всех доступных мне площадках я продолжал отстаивать необходимость начинать реформу не с деления и приватизации имущественного комплекса МПС России, а с построения Коммерческой инфраструктуры рынка ЖД перевозок, с легализации оборота услуг в тех сегментах рынка перевозок грузов, в которых перевозки уже в тот момент были частично нерегулируемыми, что открывало возможности перехода к дерегулированию отдельных сегментов рынка перевозок как пассажиров, так и грузов, без которого нет возможности понять, сколько стоит перевозка пассажира или груза, которая показывает точку равновесия (баланса) спроса и предложения на эти перевозки.
К сожалению вопросам организации работы рынка перевозок как сферы оборота перевозочных услуг в Программе реформирования ЖДТ, утвержденной Правительством РФ в мае 2001 г., места не нашлось. В последующем ФАС России предпринимала усилия, чтобы продолжить разработку соответствующих планов, которые могли бы дополнить Программу реформирования, и на 4 (дополнительном) этапе Реформы она заказала НААТ соответствующую работу (2011 – 2012). После ее успешного проведения нами была подготовлена и опубликована серия статей. Наряду с этими статьями (в соавторстве с А.Н. Голомолзиным) была опубликована небольшая монография, а по заказу ФАС России был поставлен короткометражный фильм на тему построения коммерческой инфраструктуры рынка грузовых ЖД перевозок.
По инициативе и по заказу ФАС России в 2013 году НААТ выполнила под моим руководством НИР, посвященную анализу опыта проведения реформ ЖДТ в странах СНГ, а также в странах ОЭСР. По итогам этой работы состоялась серия научных публикаций.



Спи­сок публикаций ДАВЫДОВА Г.Е. по тематике

«Реформирование железнодорожного транспорта

в России и некоторых других странах»


Наименование

работ

Название издательства, журнала, № , год вы­пуска

Количе­ство пе­чатных листов, страницы

Фамилии И.О.

соавторов

работ

1

2

3

4

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КРУПНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА)

М.: Бюллетень транспортной информации. 2018. № 4 (274)

с. 3 - 15

-

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ РЕФОРМЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Транспорт Российской Федерации 2022, № 1-2 (98-99)

с. 3 - 5

-

Программа реформ: нужны реальные цели

М.: Бюллетень транс­портной информа­ции, № 5, 2001

0,8

-

У нас всё получится!

«Гудок», 27 марта 2002

0,3

-

Алгоритм реформирования: не торопиться, действовать последовательно, поддерживать новое.

М.: Бюллетень транс­портной информа­ции, № 3, 2002

0,6

-

Локомотивная составляющая – это комплексная проблема

РЖД-Партнер, № 7 (71), 2004

0,5

-

Железнодорожный транспорт необщего пользования – узкое место или связующее звено?

М.: Бюллетень транс­портной информа­ции, № 6 (108), 2004

0,3

Лапунов Г.С.

Промежуточный финиш реформ

М.: Бюллетень транс­портной информа­ции, № 10, 2004

0,5

-

Мы еще увидим обескураженного перевозчика

РЖД-Партнер, № 4 (80), 2005

0,2

-

Развитие правового и тарифного регулирования оказания услуг инфраструктуры и деятельности операторов подвижного состава на железнодорожном транспорте

Вестник Металлургтранса и Союзгрузпромтранса, № 11 (98) 2005

0,3

-

Услуга должна быть понятной

РЖД-Партнер, № 12 (88), 2005

0,3

-

Откуда возьмутся перевозчики?

Вестник Металлургтранса и Союзгрузпромтранса, № 8 (107) 2006

0,2

-

Пора дружить инфраструктурами

М.: Гудок, 03.10.2006

0,1

-

Целевая модель рынка услуг на железнодорожном транспорте: подходы к формированию и практическому применению

М.: Бюллетень транс­портной информа­ции, № 12 (138), 2006

0,7

-

Стратегия должна учитывать ход реформы

М.: Гудок, 09.04.2007

0,1

-

Управление реформированием железнодорожной отрасли: подходы к формированию целевой модели рынка услуг

Менеджмент и бизнес-администрирование, № 1, 2007

0,5

-

Реформирование железнодорожного транспорта: итоги и проблемы

Менеджмент и бизнес-администрирование, 2008, № 4

с. 66 - 76

-

Чем государство может помочь в развитии ЖДТ?

 (Выступление на заседании Комиссии по естественным монополиям Совета Федерации ФС РФ от 28.05.2007)

М.: Бюллетень транспортной информации № 8 (146), 2007

0,3

-

Очевидное или вероятное?

РЖД-Партнер, № 24 (124), 2007

0,5

-


Показатели, характеризующие степень достижения целей реформирования железнодорожного транспорта, определенных в программе структурной реформы отрасли

 

М.: Бюллетень транспортной информации. 2011. № 4 (190)

с. 3 - 9

Голомолзин А.Н.

М.: Бюллетень транспортной информации. 2011. № 5 (191)

с. 10 – 27

М.: Бюллетень транспортной информации. 2011. № 6 (192)

с. 10 – 22

М.: Бюллетень транспортной информации. 2011. № 7 (193)

с. 11 – 17

М.: Бюллетень транспортной информации. 2011. № 8 (194)

с. 8 - 17

Положение железнодорожного транспорта в социально-экономической системе и перспективы реформирования рынков железнодорожных перевозок в странах ЕС, и в некоторых странах ОЭСР и СНГ

 

М.: Бюллетень транспортной информации. 2014. № 3 (225)

с. 3-20

Горлинский А.И.,

Реутов Е.В.

М.: Бюллетень транспортной информации. 2014. № 4 (226)

с. 9-18

М.: Бюллетень транспортной информации. 2014. № 5 (227)

с. 9-21

М.: Бюллетень транспортной информации. 2014. № 6 (228)

с. 8-16

М.: Бюллетень транспортной информации. 2014. № 7 (229)

с. 11-18

М.: Бюллетень транспортной информации. 2014. № 9 (231)

с. 11-18

М.: Бюллетень транспортной информации. 2014. № 10 (232)

с. 10-24

М.: Бюллетень транспортной информации. 2014. № 11 (233)

с. 11-15

М.: Бюллетень транспортной информации. 2014. № 12 (234)

с. 9-19

Целевая модель 2020 – третья по­пытка завершить реформы без рефор­мирования? 

М.: Бюллетень транспортной информации. 2016. № 1 (247)

с. 4 – 11

-

М.: Бюллетень транспортной информации. 2016. № 2 (248)

с. 3 - 13

-

Целевая модель 2020: рынок грузовых железнодорожных перевозок и впредь не будет соответствовать отраслевому законодательству

М.: Бюллетень транспортной информации. 2016. № 12 (258)

с. 3 – 12

-

О предмете и методике анализа процесса и результатов реформирования рынков железнодорожных перевозок и связанных с ними услуг

М.: Бюллетень транспортной информации. 2017. № 6 (264)

с. 3 – 11

Голомолзин А.Н.



Made on
Tilda