Г.Е. Давыдов Научные и учебно-методические публикации

Эффективность производства, логистики и рынка: ресурсная и правовая сбалансированность, организованность, надёжность, оптимальность

Промышленный транспорт. ЖДТ необщего пользования


Все 45 лет (1975 - 2020) что я занимался прикладными научными исследованиями по транспортной тематике, промышленный транспорт в различных его видах (ЖД, авто, водный и даже воздушный) постоянно находился в поле моего зрения, и периодически я брался за разработки разнообразных вопросов жизнедеятельности промышленного транспорта, актуальных не только в текущем моменте, но и на перспективу.
Одно из первых поручений Управления транспорта Минлеспрома СССР, которое я выполнял летом 1975 года, состояло в том, чтобы разобраться, отчего в лесной промышленности туго продвигается такая прогрессивная (то ли в кавычках, то ли без кавычек) технология погрузки лесоматериалов в ЖД вагоны как пакетирование лесоматериалов с использованием полужестких стропов типа ПС. Применительно к ЖД перевозкам во внутригосударственном сообщении прогресс заключался в повышении статической нагрузки на вагон, за счет которого у МПС росли показатели тонно-километровой работы брутто. Применительно к перевозкам экспортных партий лесоматериалов в смешанном сообщении прогресс состоял в ускорении выполнения операций по перевалке грузов с ЖД на морской транспорт. Однако в том эпизоде я побывал не в каком-либо морском порту, а в Карелии, в Шуйско-Виданском ЛПХ, а затем на Кондопожском ЦБК. В леспромхозе пакетирование своей продукции хотя бы не ругали, а на ЦБК мне объяснили, что МПС эти инвентарные стропы отказывается забирать у грузополучателя и передавать их грузоотправителю. Считает, что это функция не ЖД, а самих контрагентов. ЖД может только принять эти стропы как груз для перевозки, если комбинат накопит их у себя и отремонтирует. Причем в количестве, соответствующем минимальной нагрузке на вагон, и оплатит соответствующий провозной тариф.
Наше Управление транспорта Минлеспрома СССР всерьез считало, что при дефиците подвижного состава и систематической неподаче вагонов под погрузку лесозаготовительные предприятия обязаны откликаться на требования МПС и тем самым заслужить его благосклонность (т.е. готовность исполнять свои обязанности по выполнению планов перевозок и декадных заявок грузоотправителей). Я тогда не посмел отчитаться перед Управлением транспорта Минлеспрома СССР признанием правоты Кондопожского ЦБК и прочих получателей пакетированной древесины в том, что оказывать бесплатные услуги МПС – это нелепость. Собрал по-операционные сведения о технологии использования комплекта полужестких стропов и сформировал методику расчета длительности его оборота. На этой основе я подготовил свою первую научную статью на транспортную тему.
Из более современных работ по тематике промышленного ЖД транспорта серьезного внимания заслуживает исследование, которое НААТ под моим руководством выполнила в 2008 г. по Госконтракту с Минтрансом России с участием известных ученых-железнодорожников профессоров А.Ф. Бородина и М.И. Шмулевича. В то время актуальной была задача адаптировать методы разработки Единых технологических процессов (ЕТП) работы подъездных ЖД путей и станций примыкания, которые по закону должны разрабатываться в тех случаях, когда станция примыкания и подъездной путь имеют весьма значительные объемы вагонопотоков. Главным итогом этого исследования была постановка вопроса о раскрытии существа ЕТП не как инструмента экономически неоправданного обременения промышленных предприятий бесплатными услугами в пользу владельца инфраструктуры ЖДТ общего пользования, а как совместный инвестиционный проект грузоотправителя и владельца инфраструктуры по созданию системы комплексного управления вагонопотоками на интегрированном полигоне крупного подъездного пути, станции примыкания, а при необходимости еще и ЖД путей общего пользования на перегонах до ближайших технических станций по маршрутам следования поездов, следующих на данный подъездной путь или сформированных на нем под эгидой ЕТП и отправляемых по предназначению.

Много работ было мной выполнено по вопросам технологических взаимодействий между владельцами подъездных ЖД путей и станциями примыкания инфраструктуры ЖД общего пользования с точки зрения оптимизации их договорного взаимодействия, соблюдения баланса законных прав и интересов обеих сторон. По крайней мере это касается отношений, регулируемых на основе III р-ла Устава ЖД РФ и Правил эксплуатации и обслуживания ЖД путей необщего пользования. Написано по этим вопросом мной было очень много, но в основном в форме писем в различные инстанции и рекомендаций конкретным предприятиям (и МППЖТ, и промышленным). Публикаций по этим вопросам было сделано не слишком много.


Список публикаций ДАВЫДОВА Г.Е. по тематике

«Промышленный транспорт. ЖДТ необщего пользования»


Наименование работ

Название издательства, журнала, № , год вы­пуска

Количество печатных листов, страницы

Фамилии И.О.

соавторов

работ

1

2

3

4

К методике определения времени оборота полужестких стропов типа ПС

 

Сб. тезисов докладов III Всесоюзной конференции по подъемно-транспортному оборудованию в лесной промышленности - М.: МЛТИ, 1978

0,1

Сергеев А.М.

Рациональная организация погрузки вагонов МПС        

Экспресс-информация «Лесоэксплуатация и лесосплав»/вып.3. – М.: ВНИПИЭИлеспром, 1980

 0,6

6 соавторов

Финансовый лизинг - эффективная форма инвестирования промышленного транспорта  

М.: Вестник Металлургтранса, № 3(15), 1996

0,3

-

О развитии взаимодействия между предприятиями про­мышленного и федерального железнодорожного транспорта

Сборник тезисов док­ладов Международ­ной конференции "Логистика-99". – М.: МАДИ-ТУ, 1999

0,2

-

Организационная и структурная политика в сфере железнодорожного транспорта необщего пользования в условиях реструктуризации отраслей естественной монополии.

В сб. трудов научно-технической конференции «Проблемы модернизации промышленного транспорта, 2002. – М.: ПромтрансНИИпроект, 2002.

0,2

-

Вопросы регулирования деятельности железнодорожного транспорта необщего пользования в контексте нового закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

В сб. трудов научно-технической конференции «Проблемы модернизации промышленного транспорта, 2003. – М.: ПромтрансНИИпроект, 2003.

0,2

-

Железнодорожный транспорт необщего пользования – узкое место или связующее звено?

М.: Бюллетень транс­портной информа­ции, № 6 (108), 2004

0,3

Г.С. Лапунов

О государственной политике в сфере промышленного транспорта

М.: Промышленный транспорт – XXI век», № 3, 2005

0,5

-

Актуальные вопросы экономико-правовых исследований в области транспорта леса

В сб. трудов научно-технической конференции «Проблемы модернизации промышленного транспорта, 2005. – М.: ПромтрансНИИпроект, 2005.

0,3

-

Наше взаимодействие требует решений в области услуг инфраструктуры

М.: Промышленный транспорт – XXI век, № 1, 2006

0,3

-

Необходимо нормализовать правовое регулирование отношений по разработке и применению Единых технологических процессов работы железнодорожных путей необщего пользования и станций примыкания

М.: Бюллетень транс­портной информа­ции, № 04 (142), 2007

0,3

-

Становление и развитие единой технологии работы станций примыкания и железнодорожных путей необщего пользования (цикл статей)

М.: Бюллетень транспортной информации. 2009. № 6 (168)

с. 13 – 18

Бородин А.Ф., Шмулевич М.И.,

Тонких А.В.


Made on
Tilda